Самокат напрокат: как в Петербурге работает индустрия кикшеринга — urbanpanda.ru

На прошлой неделе представителей прокатных компаний даже пригласили в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, где обсуждалось велосипедное и самокатное будущее города. В основном разговор велся вокруг велостоянок и сезонных велополос. А поводом для встречи стали участившиеся случаи исчезновения самокатов с мест парковки, причем силами не каких-нибудь злоумышленников, а представителей администрации. Причина была веской – самокаты прикручивали к оградам памятников, к перилам инвалидных пандусов. Вот и уехали восемь аппаратов из Александровского сада в администрацию Адмиралтейского района. Их, конечно, вернули владельцам, но посоветовали упорядочить систему «парковки».

Правила и штрафы

Прокат самокатов переживает в этом году настоящий бум. Взять напрокат электрический самокат можно тремя способами: арендовать через приложение прямо на улице, заказать через сервис бесплатных объявлений, в том числе – у физического лица и, наконец, обратиться в прокатную компанию типа Samokat Day, Samokat City и «Прокатский».

Приложение – самый простой способ, потому что их самокаты наводнили весь центр. У компании Whoosh 1300 машин, у «Молнии» – 150. Для подключения нужен смартфон с интернетом и банковская карта. Сначала регистрируешься в системе, «привязываешь» к аккаунту телефон и карту, потом, найдя подходящий самокат, сканируешь QR-код и можешь размыкать замок. Иногда для этого требуется еще включить Bluetooth. Приложение не выключается во время поездки, быстро разряжает телефон, а если тот разрядится полностью, пользователь не сможет официально «завершить» поездку, и деньги за прокат будут капать и капать. Об этом нужно помнить всегда, как и о зарядке самоката.

Прокатчики советуют клиентам использовать для передвижения проезжую часть, надевая при этом шлем, а по тротуару если и ездить, то не быстрее 10 км/ч. Нетрудно догадаться, что этими требованиями пренебрегают. Также запрещено форсировать препятствия выше 3 см и лужи глубже 1 см.
Есть и более серьезные нарушения, за которые положены штрафы. За передачу руля другому человеку штрафуют на 10 тысяч. Правда, на один аккаунт в той же «Молнии» можно взять пять самокатов и кататься в большой компании. Выезжать за границы зоны не положено: сначала запищит зуммер, а потом двигатель будет заблокирован вместе с задним колесом.

«Если поехать еще дальше, – предупреждает сервис, – то мы будем вынуждены объявить тревогу, вызвать охранника и подать заявление в полицию, а поскольку блок приведет к выходу из строя главной платы, неминуем самый крупный штраф».

Штраф за поломку составляет 35 тысяч, за нарушения дорожных правил – 7000, за неправильную парковку – 5000.

Тарифы

У частников, торгующих через объявления, маленький выбор самокатов и тарифов. У фирм-одиночек – разнообразие тарифов, зато все самокаты одной модели. А у сетевиков – «Молния» и Whoosh – модели аппаратов разные, зато тарифы, как правило, поминутные.

Компании Whoosh платишь 50 рублей «за посадку», а потом за время катания, которое в основном не превышает получаса. Как уже рассказывал «Петербургский дневник», тариф здесь гибкий, зависит от востребованности услуги в данный момент, так что получается от 5 до 9 рублей в минуту. Самая дешевая пятиминутная поездка обойдется в 100 рублей. Но на пять минут никто самокат не берет: самые популярные поездки – это 15-30 минут, рассказала пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик. Она отметила также, что самокаты чаще всего берут в центре и там же и возвращают – значит, для дороги домой их особо не используют.

У «Молнии» плата за старт – 45 рублей, далее – зависит от выбранной скорости. Если она не превышает 15 км/ч, то плата составит 4 рубля в минуту (105 рублей за пять минут), если 20 км/ч и 25 км/ч – то те же 5 и 7 рублей. Можно платить только за пробег (помимо стартовых 45 рублей это, в зависимости от модели, 20-35 рублей за километр плюс рубль за минуту). Можно заплатить сразу за час – 255 рублей. Дальность пробега меряется посредством GPS-трекера на самокате и на смартфоне пользователя. Для любой, даже минутной поездки надо иметь на счету 250 рублей (у сервиса Whoosh – 500).

Главное преимущество «Молнии» перед Whoosh – самокат можно пристегивать к любой железной скобе, кроме разве что водосточных труб. Правда, не на каждой улице, а только на тех, что покрашены в приложении в фиолетовый цвет (в центре это почти все). Еще есть два запрета – парковка внутри закрывающегося двора или на проезжей части. Но заборов и оград в городе много, так что открывается настоящая свобода передвижения. Чуть портит настроение небольшая зона использования «Молний». Это Адмиралтейский, Центральный и Петроградский районы, часть Московского (до Московских ворот), небольшая часть Васильевского острова, парк 300-летия Петербурга и невские набережные до моста Александра Невского.

Компания Whoosh в этом году расширила катальную зону на полгорода. Это центр и крупные участки спальных районов. Но для катания в отдаленных новостройках подойдут, как уже сказано, несетевые прокаты.

Квесты и заграница

Известны три крупных несетевых проката – Samokat Day, Samokat City и «Прокатский» – у каждого не меньше десяти аппаратов в пользовании. Добавим сюда частников, рекламирующих себя на сайтах объявлений – их в Петербурге около 70 – и всего получится около двух сотен самокатов. Немного – но несетевые прокатчики подкупают удобными тарифами: от одного часа (250 рублей) до всего летнего сезона (16 тысяч). Очень удобно брать самокат на день (800 рублей) и кататься, не глядя на часы. Для романтиков существует тариф «Белая ночь» – с 9 вечера до 9 утра – 600 рублей, для туристов – тариф на уикенд за полторы тысячи. Существуют также дополнительные услуги, которых нет у сетевиков, например, специальная ручка и шлем для детей, путешествующих на одном самокате с родителями.

Компания Samokat Day организовала для своих клиентов экскурсии. Правда, до аудиоформата их еще не доработали.

«Это чат-бот, – рассказала «ПД» глава компании Анастасия Труханова. – Экскурсант путешествует на самокате от точки к точке и на каждой из них может прочесть сведения о тех достопримечательностях, к которым привело его приложение. Экскурсию можно перевести в формат квеста».

Самые популярные самокаты у несетевых компаний – Xiaomi m365, в том числе – его мощные модели Pro и Max. Второй по популярности – Kugoo как в «вездеходной» комплектации c2 pro, так и в относительно простых S3 и ES3.

«В залог можно оставить водительские права и символическую сумму денег, – пояснил оператор проката. – Вам разрешается вывозить самокат за пределы региона или даже страны. Раз арендуете на большой срок, мы вам бесплатно дадим зарядку».

Такси и автобусы

Руководитель Велообщества Петербурга Павел Хусу к электросамокатам относится с симпатией, хотя и не выделяет их из общего ряда электрических транспортных средств: таких как гироскутер и моноколесо.

«В ближайшие годы такие устройства будут переживать бум, но они не вытеснят велосипед, просто дополнят общую картину средств мобильности, – заявил он. – Самокаты хороши для коротких поездок, но пока они зависимы от зарядки, велосипед все равно практичнее. В зависимости от физических данных человека он может проделать большее расстояние в любом направлении. На нем можно перевезти грузы на багажнике и ребенка в кресле».

Эксперт также напомнил о высоких тарифах на прокат электротранспорта. Допустим, велошеринг, позволяющий совершить получасовую поездку всего за 50 рублей, стал хорошей альтернативой автобусу и трамваю. Собственно, в этом и состоит его назначение. Но на самокате одна поездка обойдется уже по стоимости такси. С такими тарифами он останется развлечением для туристов и «транспортом для рекреаций».

Источник: spbdnevnik.ru