Юбилей культового фильма. Как создавалась криминальная драма о 90-х — urbanpanda.ru

Сложно в нашей стране найти человека, который никогда бы не слышал словосочетания «Бандитский Петербург». В начале 90-х под таким названием выходила в петербургской газете «Смена» серия публикаций недавно вернувшегося из Ливии военного переводчика Андрея Баконина под псевдонимом Константинов. Автор освещал изнутри новое явление — криминальную сторону общественной жизни, разбираясь в устройстве этого параллельного мира.

ПОЯВЛЕНИЕ КНИГИ

В 1993 году Константинов стал консультантом шведского журналиста Малькольма Дикселиуса, когда тот приехал снимать фильм о русской мафии в Петербург. Фильм с успехом вышел в Европе, и шведские издатели попросили написать по его мотивам книгу.

Так получилось, что первая книга у Константинова вышла на шведском языке, он является ее соавтором. Писатель в шутку говорил тогда, что не понимает и не говорит по-шведски, но пишет. «Я лежал на диване, диктовал по-русски, а Малькольм уже по-шведски сразу писал», – рассказывает Константинов.

Книга имела успех, почти сразу вышел ее перевод на русский, корявый, по словам Константинова. Тогда-то и произошла с ним одна из тех случайностей, которые все меняют в жизни.

Однажды в редакцию «Смены» пришел человек, который представился известным режиссером Валерием Огородниковым. Константинов рассказывает, что ничего про него не знал и увидел лишь, что сидит мужичок, говорит, что читал газетные статьи про бандитов и попросил написать сценарий для фильма, «что-то вроде «Однажды в Америке», только про Россию».

«Я говорю, что не пишу сценарии и не умею их писать. И вообще я решил, что это псих, потому что психи часто ходят по редакциям. Он оставил визитку. Я тогда резко достаточно сказал: что за бред, какой сценарий?» – рассказывает Константинов.

Узнав, с кем он говорил, Константинов хотел загладить неловкость и согласился встретиться еще раз за кофе. На встрече Огородников попросил вместо сценария написать хотя бы синопсис — краткое изложение фильма, страниц на 10. Вроде либретто в театральной программке, пояснил режиссер и положил на стол две с половиной тысячи долларов. По словам Константинова, тогда в «Смене» 10 страниц они могли написать за день.

«Через неделю я ему написал синопсис «Адвоката». Звоню, говорю: забирайте, все как договаривались. А сам думаю, ну, точно псих, потому что это не стоит столько — это гигантские деньги по тем временам», – делится воспоминаниями писатель.

Синопсис Огородников с ходу одобрил, но посетовал, что не чувствует героев. А потому попросил написать хотя бы первую главу, немножко развернуть историю, дать услышать, как говорят герои. Константинов, чувствуя, что взял деньги за работу, которая «и десятой доли того не стоит», согласился. Так он втянулся в писательское дело и закончил свой первый роман «Адвокат».

Когда Константинову предложили издать свою серию газетных статей «Бандитский Петербург» отдельной книгой, роман «Адвокат» вставили в нее для увеличения объема. После этого к Константинову пришли слава и деньги. Пошли тиражи, издатели заказывали продолжение «Адвоката».

БАНКИР-СПОНСОР

А вот с фильмом сложилось не сразу. Через 5 лет, рассказывает Константинов, он вернул Огородникову 2500 долларов, когда идеей экранизировать «Бандитский Петербург» заинтересовался режиссер Владимир Бортко.

«Я думаю, Огородников и перегорел, и на тот момент он снимал другой фильм. Если бы он снимал эту историю, все могло бы быть совсем по-другому. Это было бы такое новое кино из серии «не для всех», – говорит Константинов.

По его словам, поначалу ему пришлось чуть ли не уговаривать Бортко прочитать его книгу, уж слишком сильно она обложкой смахивала на бульварное чтиво. Как рассказал Бортко «ПД», роман «Адвокат» оказался «потрясающе интересным».

«Я начал читать его вечером, закончил утром и с большим удовольствием потом его экранизировал», – говорит Бортко.

Правда, денег на съемки тогда ни у кого не было, но, рассказывает Константинов, «дальше сказка продолжалась». Как-то писатель встретился со своим приятелем, бывшим начальником уголовного розыска города Виктором Егоршиным. На тот момент он заведовал безопасностью в банке «Петровский» и оставался очень осведомленным человеком. А Константинов продолжал заниматься вопросами криминала, так что они периодически встречались и «обменивались сплетнями».

Автор «Бандитского Петербурга» рассказал о режиссере Бортко и его желании снимать фильм. На что Егоршин сказал, что президент банка Юрий Головин — фанат Константинова и держит дома все его книги. Через пару дней стало известно, что деньги на фильм нашлись.

Когда запускался сериал, кино в России только начало оживать. На площадке во время съемки первых 15 серий была всего одна камера. Константинов вспоминает, что актеры соглашались играть за символические деньги, съемочный день, например, у Олега Басилашвили стоил 100 долларов.

«Все работали практически за спасибо. За исключением Джигарханяна — он самый дорогой артист был. Он в ответ на предложение сыграть Гургена ответил так: «Мой съемочный день стоит полторы тысячи долларов, а сценарий можете не присылать», – рассказывает Константинов.

КИНО О ЖИЗНИ

По словам Константинова, «Бандитский Петербург» стабильно раз в полгода показывают в эфире пусть не самых главных, но федеральных каналов. Последний раз он его видел месяца полтора назад на канале «Русский бестселлер», притом что специально его не искал.

По мнению автора, фильм сохраняет свою актуальность, потому что это не просто кино про бандитов, а про жизнь, которая тогда, в начале 90-х годов, «переломалась у очень многих».

«Одно государство сломалось, а другое не появилось. Люди не знали, как к этому относиться, какая должна быть сублимация этого всего. И как ни странно, внятных каких-то художественных произведений, где был бы более-менее откровенный разговор по вот этим всем проблемам, по вот этим всем постыдным совершенно историям, не было», – говорит Константинов.

По его словам, «Бандитский Петербург» представляет собой первую попытку честно говорить о «поганом времени» 1990-х годов, когда творилось «бог знает что», и простые нормальные люди в массовом порядке становились бандитами, а бухгалтерши и учительницы шли в проститутки. «Это трагическая история о том, что со всеми нами случилось и как из этого выбираться», – отмечает Константинов.

«Бандитский Петербург», по его словам, вовсе не романтизирует бандитизм, как говорили некоторые. Те же сотрудники правоохранительных органов, – «часть мразями показаны, какими они и были, но часть показаны совершенно светлыми, почти святыми».

«У нас наступило лихолетье. Вчера ты был следователем прокуратуры, сегодня ты бандит. Ровно так и было. И это была попытка рассказать, что нельзя заключать сделки со злом даже ради очень благих целей», – говорит автор «Бандитского Петербурга».

Режиссер Владимир Бортко говорит, что с радостью вспоминает время работы над фильмом, и когда его показывают по телевизору, смотрит с удовольствием кусочки, которые хватает времени посмотреть.

«Я очень доволен этим фильмом и я, пожалуй, ничего бы не изменил», – говорит Бортко.

Источник: spbdnevnik.ru