В рамках Книжного салона в Петербурге обсудили развитие детективного жанра — urbanpanda.ru

В Петербурге в 15-й раз открылся Санкт-Петербургский международный книжный салон. В этом году из-за пандемии коронавируса он проходит в онлайн-формате. Сегодня, на второй день работы салона, мастера детектива Татьяна Степанова и Антон Чиж обсудили сильные и слабые стороны зарубежных и отечественных произведений, ответили на вопрос, что такое хороший детектив, и рассмотрели проблему пандемии в литературном контексте.

Рождение детектива

Существуют различные классификации детективного жанра. Одна из них говорит: исторически сложилось, что первым был английский аналитический детектив. Например, это истории Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе или Агаты Кристи об Эркюле Пуаро. Второе направление – американские детективы, где мудрого сыщика заменили решительные герои, пробивающие путь к истине скорее с помощью пистолета, нежели доброго слова и анализа. Третье – французские экзистенциальные детективы, герои которых решают возникающие проблемы через свою вовлеченность в процесс.

Один из самых загадочных российских писателей, работающих в жанре детектива, Антон Чиж рассказал, что сам жанр детектива зародился в 1843 году с появлением соответствующих рассказов Эдгара Аллана По. Первый русский детективный роман вышел из-под пера Ивана Селиванова в 1857 году. Антон Чиж высказал мнение, что русский детектив вышел из отечественной реалистической литературы.

«Первые герои русского детектива – обычные чиновники, которые находились в различных уголках империи, как правило, в небольших городках, где текла не очень зажигательная жизнь. В этих границах реализма возрастал русский детективный герой. Эти герои значительно отличались от первоначальной линии, указанной Эдгаром Алланом По», – говорит Антон Чиж.

По его словам, действие протекало через незначительных персонажей. Иногда прототипом литературного персонажа становился реальный человек. В целом русский детектив ближе к реалистически-психологическому типу. Но в начале XX века этот жанр получил серьезную «прививку» приключенчества.

Татьяна Степанова, писатель в жанре детектива-триллера, отметила, что в начале XXI века жанр детектива претерпел серьезные изменения, вобрав в себя лучшие черты: экшен, элементы боевика, психологическую драму и так далее. При этом есть пример современного детектива, не замутненного влиянием времени, – труд японского писателя Содзи Симада «Токийский зодиак». Это своеобразный японский Шерлок Холмс.

Чисто русское преступление

Существует ли чисто русское убийство, в чем его мотивы, как представлено в детективе? Антон Чиж считает, что одной из особенностей русского детективного героя и его восприятия читателем является глубокая погруженность наших соотечественников внутрь себя. Не в свою психологию или выяснение внутренних мотивов, а в свою жизнь.

«Наша жизнь имеет простые, но малопонятные для иностранца триггеры, значения, смыслы. В то же время они абсолютно ясны российскому читателю. Это некий российский микрокосмос, без оценочных категорий, плохо это или хорошо, он создает настолько специфического человека – как преступника, так и сыщика, – что он сразу понятен нашему читателю, но загадочен для иностранца. Особенность чисто русского преступления в том, что оно происходит внутри нашей ментальности», – продолжает Антон Чиж.

Он обратил внимание, что примером в этом случае можно считать эпизод из фильма «Брильянтовая рука». Тяжело объяснить иностранцам простую русскую шутку: «Ну, будете у нас на Колыме – милости просим! Нет, уж лучше вы к нам!»

«В конце XIX – начале XX века русская жизнь была очень специфическая. Вроде европейская, но с большим количеством особенных условий, ограничений, особенных привычек, структурность общества была несколько иная. Естественно, это влияло и на литературных героев», – отмечает Чиж.

По мнению Татьяны Степановой, сейчас читателю лучше ориентироваться на современных авторов детективных романов, возможно, они дают более полную картину того, что можно назвать «русским убийством» для сегодняшнего дня.

«Особенно если сравнивать с советским детективом, где герои всегда действовали под прессом пропаганды и цензуры, соответствуя определенным критериям, мол, сотрудники милиции всегда правы и тому подобное. Тогда были хорошие авторы, но они жили и работали в условиях цензуры», – сказала Степанова.

Исчезновение жанра

Существует мнение, что количество сюжетов ограничено естественным ходом жизни. Появляется все больше клише. Возникает вопрос, можно ли предречь кончину жанра детектива?

«В XX веке человечество пережило две чудовищные войны, диктаторские режимы и страшные преступления, виновники которых далеко не всегда были наказаны. Казалось бы, это должно было похоронить жанр детектива. И все же жанр жив. Детектив существует для того, чтобы предлагать очередное решение в новых обстоятельствах. Детектив – это некий камертон внутренних, невысказанных, невидимых процессов, происходящих в обществе», – акцентирует внимание Антон Чиж.

А что коронавирус?

Автор детективных романов Татьяна Степанова поделилась мнением о причинах распространения коронавируса. По ее словам, получился во многом идеальный вирус, природа не создает нечто подобное. Сразу вспоминаются старые фильмы об утечке опасных веществ из лаборатории.

«Вероятно, была утечка из лаборатории в Ухани. Не думаю, что кто-то специально выпустил вирус. Скорее, там искали лекарство против атипичной пневмонии, но из-за халатности вирус вышел за пределы лаборатории», – поделилась мнением Татьяна.

В свою очередь Антон Чиж заметил, что еще несколько тысячелетий назад был дан ответ. Если открыть пьесу «Царь Эдип», можно узнать, что на город, которым правит молодой царь, пришла страшная напасть, мор. Для того чтобы узнать, почему это произошло, Эдипу необходимо выяснить, кто же согрешил, что боги наслали мор. Проще говоря, кто виноват?

«С художественной точки зрения мне, как писателю, было бы интереснее выяснять не столько искусственно создан вирус или нет, а узнать – за что? Не уходя в религиозную риторику, мол, за грехи наши, а так ли мы живем, нет ли в нас самих причины, что это случилось? С другой стороны, может быть, этим довольно комфортным двухмесячным сидением на самоизоляции мы сделали так, что мимо нас стороной прошла третья мировая война, например», – сказал Чиж.

Татьяна Степанова подчеркнула, что как бы там ни было, но хороший детектив, это когда получается создать некий симбиоз: прорисованного героя, интриги, не разочаровывающий читателей конец и так далее. 

«Сам ход действия, когда читатель не хочет отрываться от книги. Самый главный критерий для хорошего детектива – желание прочесть книгу снова, даже зная, кто убийца и особенности сюжета», – подчеркнула Степанова.

Источник: spbdnevnik.ru