Владимир Фролов: «Прогулка по центру может заменить поход в музей» — urbanpanda.ru

В скором времени, как говорят, в Петербурге откроются музеи. Жаждущие визуальных впечатлений горожане в нетерпении. Для других же время закрытых экспозиций проходит не без пользы: оно идеально для того, чтобы обратить внимание на сам Петербург – музей архитектуры под открытым небом.

Недавно в наш город приезжала москвичка, активист «Архнадзора» Люся Малкис. Прогулявшись по залитым солнцем набережным и площадям, она оставила запись в фейсбуке: «Мерещится, что улицы эти и дома населяет огромное количество самых разных сущностей, хотя сам город при этом выглядит космическим и пустынным, словно построенным для других каких-то людей – высоченных Гулливеров в высоких кожаных сапогах, которые легко перешагивают с берега на берег Невы и чувствуют себя здесь в своей тарелке».

Действительно, не раз отмечали, что Петербург – город «умышленный», как бы не для людей предназначенный. «Не от мира сего». Почему так? Наверное, потому, что красота не постижима в полной мере ни чувством, ни разумом. Глядим мы на вполне материальные объекты: крашеную штукатурку, местами готовую упасть нам на голову, обнажив красноту кирпича… Чувствуем – поэзия.

Многие здания Петербурга – произведения искусства. Каждое относится к определенному стилю и эпохе, соответствует какой-то типологии. Особняк, доходный дом, церковь или рынок. Барокко, классицизм, эклектика или модерн. Остановитесь и присмотритесь: пропорции, детали, отношения пустот и объемов – все это средства, которыми архитектор, подобно всякому художнику, пользуется, чтобы рассказать историю, а у всякой истории есть свои герои. Не мы с вами, жители, как учат урбанисты. Герои вымышленные. Поэтому, глядя на дома в Петербурге, мы готовы поверить, что они населены мифическими персонажами: тут, быть может, ютится коллежский асессор, а в той башенке, конечно, прекрасная незнакомка. Кому-то представляются Гулливеры, а кому-то — лилипуты. Другие же увидят нимф в листьях аканта на капителях, а иные герои предстают перед нами во плоти: к примеру, атланты – на здании Нового Эрмитажа Лео фон Кленце. Те самые, возле которых мы фотографируемся в прекрасные моменты жизни.

Архитектура – искусство. Но не все построенное – архитектура. Отличить очень просто. Глядя на старый фасад, мы чувствуем, что мысли наши – о возвышенном; взглянув же на 25-этажную стену новостройки, скорее всего, начнем невольно подсчитывать затраты на покупку квадратных метров. Так что вместо музеев вполне можно и нужно прогуливаться по центру Петербурга и смотреть на архитектуру, чтобы не остаться в царстве количества, где нет ни муз, ни качества, ни характера.

Источник: spbdnevnik.ru