Архитекторы бюро «Хвоя»: «Севкабель Порт» – как дедушкина дача, которая постоянно делается и делается…» — urbanpanda.ru

– В первую очередь хочется спросить: как вы узнали о том, что вышли в финал конкурса и что почувствовали в этот момент?

Илья: Как и все остальные участники, узнали во время пресс-конференции 18 сентября, когда подводили итоги конкурса. Каждый человек в нашем бюро по-своему воспринял результаты. Вы знаете, мне и так было здорово от мысли, что мы вышли в финал. Я считаю, что для нас это уже большой успех. Поэтому не могу сказать, что испытал сильные эмоции… Я знал, что мой коллега Георгий Снежкин очень переживал по поводу результатов конкурса. Ему хотелось занять призовое место. И в каком-то смысле я почувствовал облегчение, когда узнал о третьем месте… значит, мой друг не расстроится и будет рад.

– Сколько человек трудились над созданием проекта концепции парка и долго ли длилась это работа?

Илья: С нашей стороны я, Георгий Снежкин, Сергей Аксенов (сооснователь архитектурного бюро «Хвоя». – Ред.), наши замечательные сотрудники – Даниил Пригара и Суми И, а также два классных практиканта Боря и Никита – они тоже не покладая рук работали. На самом деле проектирование парка – для нас новый опыт и мы очень много времени потратили на проектирование, а на производство презентационных материалов осталось в итоге совсем чуть-чуть. Как только мы получили техническое задание от организаторов, начали с разной долей интенсивности на эту тему думать: переписываться, встречаться, обсуждать идеи, которых было очень много.

Еще надо сказать, что мы работали в связке с архитектурным ландшафтным бюро KARAVAN landskapsarkitekter из Швеции. С ними проводили онлайн-сессии, на которых обсуждали наши эскизы, а они, в свою очередь, показывали свои. Все это длилось примерно полгода с момента запуска конкурса. Как правило, так и бывает: начинаешь не очень интенсивно, где-то в середине работы разогреваешься, а под конец все уже горит.

– Если парки вы до этого момента не проектировали, как решились участвовать в таком крупном конкурсе?

Илья: Во-первых, мы все-таки имеем некоторое отношение к Петербургу. Мы здесь родились, учились и работаем. Во-вторых, место, которое мы проектировали, само по себе интересное: для него в течение многих лет предлагали разные сценарии. Я, например, в рамках дипломной работы, примерно 14 лет назад, занимался проектированием этого места с размещением на нем здания театра балета. У нас было такое задание в институте. В любом случае, это серьезное событие в культурной и архитектурной жизни нашего города, и нам важно было принять в нем участие.

– Расскажите о своем архитектурном бюро. Как давно существует? Над какими направлениями работаете?

Илья: Наше бюро началось с общих интересов трех друзей. Я, Сергей и Георгий учились вместе в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. Нам нравилось проектировать вместе, а не работать в одиночку, и мы с ребятами благодаря этому и сошлись. Первое время параллельно работе, которая не всегда была интересной, мы просто собирались втроем и участвовали в разных архитектурных конкурсах. Потом, году в 2014-м, мы все уволились с прежних мест работы, открыли бюро под названием «Лес», которое впоследствии превратилось в «Хвою».

– Наверняка после конкурса на проект парка «Тучков буян» познакомились с проектами коллег… Приглянулась чья-то работа?

Илья: Да, конечно. Например, мы узнали о бюро JV Vogt, которое работало в консорциуме с Herzog & de Meuron из Швейцарии. У них потрясающие работы. Нам очень приятно видеть, что в наших проектах есть много общих черт и похожее отношение к этому месту. И вообще, мы обрадовались, когда увидели, что у архитекторов с мировым именем идеи схожи с нашими. Здорово, что мы мыслим в одном направлении. В случае с JV Vogt близко отношение к существующей ситуации на этой территории: сейчас там огромный котлован, залитый бетоном с торчащей арматурой… Но если не вдаваться в подробности, то оказывается, что на участке есть яма. Тогда начинаешь размышлять: «Яма – это всегда плохо? Как мы можем посмотреть на нее с архитектурной точки зрения? Она же может превратиться в каньон или в низину с прудом и лебедями или это болотце, а болотце и Петербург уже ассоциируются друг с другом» и т.д. 

Очень понравился проект Kengo Kuma – архитектурной компании из Японии. Хотя я прекрасно понимаю, что он весьма далек от реальности, но если трактовать его как стихотворение, красивое высказывание на тему парк в большом городе, каким он может быть, то это прекрасно. Это очень концептуальный проект. В принципе, сама идея высадить лес в центре Петербурга… Мы об этом тоже думали долго, спорили, но отказались. У нас эта идея не очень получилась. К тому же есть вопросы к гигантскому зданию в центре парка, которое, на мой взгляд, тоже невозможно на этой территории.

С работой архитектурного бюро «Студия 44» тоже есть общие черты. Они строят свой парк на видовых связях с городом, при этом не очевидных с планировочной точки зрения, но понятных с пространственной. Об этом мы тоже размышляли – можно или нельзя в парке в центре Петербурга насыпать холм. Оказалось, можно, но внутри, чтобы он обогащал ландшафт и восприятие посетителей внутри парка, но не вредил сложившейся среде нашего города.

– Что было самым сложным при работе над проектом парка?

Илья: Сложно было избавиться от множества противоречий. Например, Дворец танца Бориса Эйфмана запланирован как часть Судебного квартала. Сейчас он остался «один на поляне» с четко артикулированной входной осью – любой архитектор, взглянув на эту картину, первым делом предложит поддержать эту ось, создать парадный вход в театр, при том что участок неправильной формы. Если эта ось появляется, территория автоматически делится на две части: некая «полоска» со зданием и оставшийся треугольник – целое делится на две части, все сыпется. И подобных нюансов было очень много.

– Расскажите подробнее о вашей совместной работе с архитектурным бюро KARAVAN landskapsarkitekter из Швеции.

Илья: Вообще, это наша первая работа в консорциуме с иностранным бюро. Впрочем, мы и с отечественными не так часто совместно работаем. Да и опыт дистанционной работы был достаточно нов для нас. В итоге, учитывая разницу подходов и временные ограничения (в Швеции всенародный отпуск в июле пришелся как раз на самое горячее время подачи), мы положили в основу проекта нашу концепцию, которую потом совместно разрабатывали. Наши шведские коллеги, вернувшись из отпуска, были, так скажем, удивлены результатом. Так что опыт неоднозначный. С другой стороны, наш ботаник JohnLoofGreen, который тоже из Швеции, очень нам помог и привнес в проект много важных и недоступных нам деталей – целый ботанический слой.

– О чем ваш проект, что вы хотели показать?

Илья: Во-первых, территория «Тучкова буяна» – это такая ландшафтная аномалия в центре города, которая до недавнего времени находилась в постоянном движении. Архипелаг, отдельный остров, полуостров – постоянно меняющаяся среда, связанная с рекой. Мы хотели отразить это в нашем проекте. Во-вторых, это место было недоступно для жителей в течение очень долгого времени. В этом смысле это некое «белое пятно» на карте в 500 метрах от Петропавловки, и важно было понять, чем мы можем его наполнить, даже не столько физически, сколько по смыслу – что мы можем предложить городу.

Мы старались запроектировать место, которое бы «нежно» вписывалось в среду, позволило бы по-новому взглянуть на город, не нарушая его ткани. Нам хотелось, чтобы это место оставалось мистическим, но при этом сохраняло традиции и было комплементарным к окружающей архитектуре. Девиз проекта – больше, чем видно глазу – собственно, почувствовать город по-новому, посмотреть на него по-новому и в результате как-то по-новому почувствовать себя – вот чего мы хотели. 

– Сейчас власти города думают о конкурсе на приспособление здания пеньковых складов «Тучков буян». Знаю, что у вас есть идея…

Георгий: Да, у нас есть выверенная концепция по всем объектам, которые окружают будущий парк. Недалеко от стадиона «Петровский» мы предлагаем разместить публичные термы, открытые к посещению круглый год. Кроме того, мы предлагаем создать в здании складов некий образовательный центр, поскольку мы знакомы с его структурой. До конкурса на парк мы уже занимались его проектированием. На наш взгляд, здание идеально подходит под неформальный межвузовский центр дополнительного образования: школы дизайна, школы кино, каких-то курсов, в том числе от различных университетов. На территории спортивного комплекса «Юбилейный» предлагаем разместить городской гастромаркет с фермой по выращиванию растений. Нам кажется, что из этого всего – парка, спортивного комплекса, который поменяет функцию, а также преобразованных пеньковых складов – сложится разнообразная среда этого района.

– По итогам конкурса вы должны получить вознаграждение в размере 80 тысяч долларов…

Георгий: Да, мы тоже были воодушевлены этой суммой. Но когда делишь ее на всех участников процесса, понимаешь, что разбогатеть опять не получилось. Мы впервые собрали такой большой коллектив: привлекли к работе ботаников, экологов, ландшафтников, экономистов, специалистов по транспортной инфраструктуре, еще отдельная группа людей работала над созданием фильма. Это был очень важный для нас конкурс, поэтому мы и привлекли столько специалистов и не пытались экономить.

– Если говорить о работе в городе вообще, вы разработали проект развития прибрежной территории исторического завода «Севкабель». Над проектированием каких еще территорий Петербурга трудитесь?

Илья: Мы проектируем на территории уже существующего общественного пространства. Знаете, «Севкабель» для нас – как дедушкина дача, которая бесконечно делается и делается…

Георгий: Нам нравится, что это такой «проект – процесс». Сейчас мы проектируем очередную версию катка у моря. Думаю, что в этот раз немного изменим его вид. Также занимаемся реконструкцией корпуса Б, который занимает центральное положение в порту, – это самый большой корпус, расположенный вдоль набережной. Работаем над проектом озеленения территории. Если посмотреть на Гавань в целом – все мы хотим, чтобы это пространство продолжало развиваться в обе стороны и в конце концов вся набережная от Морского вокзала до Косой линии стала частью большого общественного пространства.

Еще один городской крупный проект, правда, скорее, бумажный, – реновация территории яхт-клуба на Петровской косе. Мы делаем его для собственного удовольствия вместе с коллективом яхтсменов и яхтенных капитанов клуба. Сейчас оттуда просто яхтсменов прогнали, до этого клуб существовал в руинированном состоянии, без туалетов нормальных, мы уже не говорим про такие вещи, как душевые или сауны, – минимальный набор нормальной марины в любой деревне в Финляндии. Параллельно с этим по разваливающимся дорогам лимузины везли дорогих гостей к ресторанам у моря. Нам было обидно и за парусный спорт, и за территорию, которая может украсить город. Яхт-клуб – это место, где город встречается с морем и каждый может приобщиться к парусному спорту, что, собственно, и случилось с нами. Поэтому наш проект – попытка сохранить уникальную ситуацию абсолютно доступного яхтинга для всех и в то же время превращение серой зоны в полноценное городское пространство.

Илья: Все привыкли, что яхтенный спорт – это некая привилегированная история…

Георгий: Это либо некий королевский отдых, либо это спортивная деятельность. А вот так, чтобы парусный спорт существовал как доступная всем история, – только у нас в яхт-клубе. Нам кажется, это надо ценить и сохранять, делая этот мыс любимым местом отдыха для всех.

ФАКТ:
У архитектурного бюро «Хвоя» три основателя: Илья Спиридонов, Георгий Снежкин и Сергей Аксенов.

Источник: spbdnevnik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий