Исповедь Рудольфа Фурманова из палаты №6 — urbanpanda.ru

В 2011 году в Санкт-Петербургском театре имени Андрея Миронова прошла премьера «Палаты №6» – спектакля, который был удостоен премии правительства Петербурга. В зале присутствовал почетный гражданин города народный артист СССР Олег Басилашвили.

Как мне показалось, со многими нюансами спектакля он согласился, но с некоторыми – нет. Тогда же я узнал, что еще задолго до премьеры у Олега Валерьяновича возникла задумка написать книгу «Палата №26», в которой он, уже позже, описал события из истории новой России… Многие восприняли это произведение с большим энтузиазмом. Но, как это часто бывает, нашлись и противники.

С моей точки зрения, эта книга больше носит политический характер. Я же, находясь из‑за коронавируса на больничной койке палаты №6, думаю о другом – только о сегодняшней театральной культуре Петербурга. Ведь тяга к театру была всегда! На прошлой неделе я уже писал о том, как во время блокады люди толпами ходили на спектакли Театра музыкальной комедии, нынешний директор которого Юрий Шварцкопф требует приостановить работу бюджетных театров и выделить им компенсации из городской казны.

При этом важно понимать, что каждый театр может распоряжаться своим бюджетом так, как считает нужным. И многие почему‑то уверены, что город обязан выделить им деньги на… новые постановки. Для меня это удивительно! Ведь в рамках своего бюджета, пусть и усеченного, каждый театр может, например, изменить концепцию той или иной постановки… Многие спектакли идут по 10‑15 лет. Или почему бы, например, не устроить шоу в фойе Театра Комедии – как Ирина Мазуркевич, Николай Смирнов, Сергей Русскин и Вера Карпова, стоя перед мониторами, беседуют с акимовскими артистами, уже ушедшими из жизни: например, Ириной Зарубиной или Еленой Юнгер. А мы бы транслировали это на одном из лучших телеканалов города – канале «Санкт-Петербург».

А еще можно было бы устроить театральный бобслей с участием выдающихся артистов Театра Комедии – прямо на сцене, с существующей рассадкой.

Проектов с минимальными затратами из бюджета можно придумать много. Вы только вдумайтесь, какое сокровище есть в нашем городе – Александровский парк, где находится Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, ныне «Балтийский дом», в котором, между прочим, начинали свой творческий путь Аркадий Райкин, Николай Черкасов, Георгий Товстоногов, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Юрий Толубеев, Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Инна Слободская…

Почему бы нам не создать свою «Аллею славы» на территории от бывшего Института прикладной химии до станции метро «Горьковская»? Почему в Лос-Анджелесе такая аллея есть, а у нас, в культурной столице, нет? Кстати, в 1992 году я выдвинул Анатолию Собчаку это предложение и он меня категорически поддержал. При этом между «Балтийским домом» и Мюзик-Холлом уже есть один театр звезд – Планетарий.

Вопросов на самом деле гораздо больше, чем ответов. И речь не только о театрах. Сейчас правительство города совместно с Министерством культуры РФ решает вопрос с реконструкцией Консерватории. Напомню, что вместо запланированных трех лет история с ее реставрацией тянется уже целых восемь… А Народный дом, в котором сейчас находится Мюзик-Холл? Вопрос с ремонтом не может решиться уже четыре года! Или БДТ, который до сих пор не принят официальной комиссией: подвал здания все время затоплен после неудачного ремонта. А новое здание для театра Льва Додина?.. Почему такие задержки, почему все так? Потому что в фундаменте всех этих строек лежит незыблемое явление – коррупция.

Я считаю очень важным поднимать эти темы, когда город принимает бюджет на следующий год. В парламенте должны отдавать себе отчет в том, что депутатские деньги – это деньги простых людей, это деньги из бюджета города. И это значит, что потратить их следует исключительно на то, что нужно горожанам. Каждый депутат должен отчитаться, что он вложил в облик города, какой вклад сделал он в программу развития Петербурга. Например, сколько детских садов построено за счет депутатских денег?

При этом было на моей памяти и справедливое распределение бюджетных средств. Так, при активном участии депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга и актрисы Анастасии Мельниковой была выделена субсидия на создание премии «Золотой софит». Однако эта премия объединяет только драматический и музыкальный цеха. А ведь можно было бы учредить государственную культурную премию «Медный всадник», которой бы награждали представителей литературы, архитектуры, живописи… Представьте, какой бы возник диапазон для ознакомления молодых горожан с шедеврами Петербурга!

Есть еще целый ряд направлений, которые заслуживают выделения субсидии. Как я уже говорил неделю назад, в первую очередь это негосударственные теат­ры. В Северной столице огромное количество таких театров, которые имеют право конкурировать с государственными театрами, если мы живем в такой стране. При этом у них есть своя территория и ее необходимо обслуживать на самом высоком уровне. На этих сценах ставят замечательные спектакли, которые, безусловно, должны быть поддержаны государством. И многие из них, кстати, награждены премией «Золотой софит». Театр имени Андрея Миронова в течение 30 лет имеет 28 номинаций. И так же – многие другие театры. 

В то же время в Петербурге сущест­вуют замечательные уличные проекты. Например, это «Опера – всем», чьим организатором является Мюзик-Холл, или «Евгений Онегин» «Петербург-Концерта».

И это я еще не вспомнил о теат­ральных журналах! Кстати, если мы последуем совету Юрия Шварцкопфа и закроем театры, то где тогда будет продавать свой журнал госпожа Марина Дмитревская?.. А еще необходимо продолжить создание журнала Татьяны Москвиной «Огни культуры». 

В заключение я хочу призвать петербуржцев как можно реже, реже, реже произносить слово «негатив» и почаще – слово «позитив». Поверьте, у нас все гораздо лучше, чем во многих других странах! Правда, есть и один недостаток: мы не успеваем готовить кадры в медицине. Поэтому тут нам еще есть в чем расти. А вообще… одному Богу ясно, какие усилия сегодня прилагает команда губернатора Александра Беглова, чтобы уничтожить эту букашку под названием «коронавирус», этого несчастного клопа, который разоряет весь мир.

Если же быть честным и откровенным, то наш президент России Владимир Владимирович Путин уверенно стоит за штурвалом корабля, имя которого – Россия.

Слева – капельница. Справа – капельница. Однако в голове тумана нет. Вот такие мысли пришли ко мне сегодня, 19 ноября, в палате №6. Да сохранит нас всех Господь!

Источник: spbdnevnik.ru