От заснеженных горных вершин до жарких улиц: выставка «Италия. От братьев Алинари до мастеров современной фотографии» в РОСФОТО — urbanpanda.ru

ОТ ГАРИБАЛЬДИ ДО ГОРНЫХ ВЕРШИН

История итальянской фотографии насчитывает более 160 лет. Первое ателье было открыто во Флоренции братьями Алинари. Их можно назвать пионерами национальной фотографии Италии. За полторы сотни лет появилось несколько поколений мастеров, отличных по интонации, технике и стилю. Они стремились запечатлеть многоликую Италию во всем богатстве и сложности ее истории и традиций. Сегодня в РОСФОТО открывается выставка «Италия. От братьев Алинари до мастеров современной фотографии». В экспозиции представлены работы более 75 мастеров, экспериментирующих в художественной, этнографической и коммерческой фотографии.

Один из самых известных снимков братьев Алинари – «Джузеппе Гарибальди». Несмотря на то, что образ революционера тиражировался много раз, эта фотография стала канонической и одной из самых знаменитых.

«Братья Алинари, опережая время, применили прием поп-арта, отретушировали лицо таким образом, что оно стало плакатным, – объяснил журналистам художественную ценность снимка искусствовед Сергей Шитов. – Исчезли морщины, складки, эта фотография так и просится на футболку. Это «Че» своего времени».

В девятнадцатом столетии отдельного направления этнографической фотографии ещё не существовало, но некоторые авторы пытались сделать её самостоятельным видом искусства. На выставке – работы итальянского альпиниста и путешественника Витторио Селлы. Он совершил несколько восхождений в Альпах и за их пределами, включая первые зимние походы на вершины Маттерхорн и Монте-Роза, а также первый зимний траверс Монблана.

Примечательно, что Витторио был одним из первых фотографов, кто сделал снимки Ушбы, горной границы России и Грузии. За исследование Кавказа Николай II наградил его орденом Святой Анны.

РЕКЛАМА КАК ИСКУССТВО

На грани с искусством – так говорят специалисты о рекламных снимках Массимо Сирагузы, многократного победителя конкурса World Press Photo. Автор превращает фотографию в объект поп-арта, городские граффити он искусно вводит в пространство фотографии и создает изумительное сочетание по цветам и экспрессии. Фотография в его руках становится художественной.

«А это означает, что снимок можно интерпретировать, в нём появляются смыслы. Фотография становится символическим объектом, который можно читать», – говорит Сергей Шитов.

Прочитать «Мечты о корсарах» предлагает другой итальянский мастер – Микеле Вестрини. Он использует мотив «фотографии со спины» и вводит в сцену двойной ракурс, давая простор для размышлений. Настоящим субъектом становится взгляд ребенка, направленный в море: так воспеваются путешествия по Средиземноморью, описываемому, начиная с гомеровской поэмы до времен Гран-тура, как место экзотичное и живописное.

Экспозиция, организованная совместно с Итальянским институтом культуры в Санкт-Петербурге и при поддержке Министерства культуры Италии, сформирована из трех разделов: «Пейзаж», «Труды» и «Лица». В них взгляды, техники и сюжеты сложатся в яркое визуальное повествование, связывающее классическую и современную фотографию. Север и Юг, город и сельская местность, работа и отдых, традиции и новации, социальная история и культурная жизнь – всего зрители увидят более 120 произведений разных направлений и стилей.

Источник: spbdnevnik.ru