«Уверен, что профессиональный диалог окажется полезным и содержательным и внесет большой вклад в развитие музейного дела», – говорится в приветствии генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского.
Техника и эстетика
Оказывается, далеко не всем посетителям нравится, как освещают в музеях живопись или предметы искусств. По словам Михаила Пиотровского, именно жалобы на освещение – одни из самых распространенных. Поэтому в главном музее страны много работают над тем, чтобы был нужный свет. При этом дилемма, каким должно быть освещение и сколько его нужно, чтобы были довольны посетители или чтобы не пострадали экспонаты, остается по-прежнему трудно решаемой.
«Нельзя сделать для большого музея одну единую общую систему освещения. Для каждой группы или части зала она должна быть отдельной», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа. И подчеркнул, что в этой связи крайне важно сочетание эстетики и техники.
Нужны стандарты
Самого Михаила Пиотровского в этот день ждала награда – почетный знак Василия Татищева «За пользу Отечеству», которую ему вручил председатель научно-технического совета «Светотехники» Георгий Боос.
Он отметил, что свет не только позволяет посетителю музея в полной мере оценить объект культурного наследия, но и влияет на сохранность экспоната, особенно когда речь о мумиях или живописи. При этом каждый человек видит предметы по-своему. Это зависит от особенностей его зрения, возраста и даже от того, прибыл он в музей из темного помещения или прямо с улицы.
Особенно влияет на человека, так же, как и на сам экспонат, сочетание вечернего и дневного освещения, которое неминуемо приводит к искаженному восприятию. Потому очень важно разработать стандарты, которые позволили бы предотвратить вредное воздействие на светочувствительные экспонаты и обеспечить визуальный комфорт для посетителей. Два таких пробных стандарта уже разработаны.
Еще одна проблема, которую предстоит решить, – это подготовка кадров, способных решать вопросы музейного освещения. Для этого организуются курсы и семинары. А на проходящей сейчас конференции планируется подписать соглашение о создании консорциума – Международного светотехнического образовательного союза.
Еще одна проблема – освещение предметов при реставрации, которую проводят с помощью ультрафиолета. Заведующий отделом технологических решений Русского музея Сергей Сирро рассказал о перспективах применения светодиодных ультрафиолетовых светильников при воссоздании предметов старины и подчеркнул необходимость стандартизации этого процесса.
«Мы готовы к сотрудничеству», – заявил в ответ на это Георгий Боос.
Завтра конференция продолжит свою работу в Фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне.
Источник: