Учитель года – 2020 в Петербурге Иван Меньшиков: «Моя работа способна менять мир к лучшему» — urbanpanda.ru

В преддверии традиционного осеннего праздника, Дня учителя, о том, как найти подход к детям, каждый ли может стать педагогом и какие уроки система образования получила с опытом дистанционного обучения, – «ПД» рассказал победитель конкурса «Учитель года – 2020» в Петербурге, преподаватель математики в гимназии № 166 Иван Меньшиков.

– Когда вы приняли решение стать учителем? 

– Это не первая профессия, которую я решил попробовать в своей жизни. Вообще, в вузе я учился на химика, закончил аспирантуру, но довольно быстро понял, что не хочу работать по своей специальности. Решил попробовать себя в других сферах, поработал в качестве программиста, но тоже не сложилось. У меня был опыт преподавания в университете, и с третьей попытки я пришел в школу на место учителя математики, прошел переподготовку и буквально за месяц понял, что эта профессия мне по душе и именно в ней я хочу развиваться. С тех пор прошло семь лет, я сменил образовательную организацию, в которой работал, принял участие в нескольких конкурсах более-менее успешно, но моя работа по-прежнему продолжает меня радовать. 

– А что вам больше всего понравилось тогда в этой работе? 

– Пожалуй, ощущение, что я занимаюсь чем-то очень полезным и осмысленным. Мне вообще этого всегда остро не хватало – чувства, что моя работа кому-то нужна и способна менять мир к лучшему. 

И именно работа учителя в этом плане очень благодарная. Тут постоянно присутствует обратная связь через взаимодействие с детьми и с родителями. Мои ученики очень ценят мои усилия помочь им, и это колоссальная отдача. Благодаря этому чувствуешь себя на своем месте. 

– Раньше вы преподавали в 5-8-х классах, а теперь учите математике старшеклассников. Как сильно пришлось поменять подход к детям? 

– Если в пятом классе ученики – это именно дети, которых нужно в первую очередь заинтересовать, замотивировать, доступно объяснить материал, то старшеклассники – это уже практически взрослые люди, которые, может быть, и смутно, но в целом уже представляют, чего они хотят, к чему стремятся. Поэтому учитель для них в первую очередь помощник. Не мотиватор, не надсмотрщик, а именно помощник в достижении целей.

На самом деле мне очень нравится работать со старшими классами, потому что с ними можно интересно поговорить, у них уже есть свои амбиции, планы, мечты, взгляды на жизнь. И здесь мне, как учителю, интересно соотносить свои возможности с потребностями ребят. 

– Математика – предмет не из легких. Как вам удается заинтересовать детей? 

– Все ученики разные – есть те, кто все схватывает на лету и видит так называемую математическую красоту. Но в большинстве случаев мой предмет действительно воспринимается как какое-то тяжелое испытание, требующее часов кропотливой работы.

Мне кажется, таким детям очень важно показать связь математики с повседневной жизнью, сделать акцент на ее применении на практике и роли в нашей жизни. Легче всего это делать в 5-6-м классе, когда проходят базовые темы – дроби, проценты, простые уравнения. С производными логарифмами сделать это несколько сложнее, но нет ничего невозможного. 

– Вы согласны, что люди делятся на гуманитариев и технарей? 

– Я бы сказал, что к определенному возрасту у людей возникают привычные подходы и способы решения тех или иных задач, приоритеты в собственном развитии. 

Но, на мой взгляд, это не какая-то врожденная особенность, эти различия складываются в силу практики. И на самом деле хорошо бы, чтобы у учителя была возможность учитывать эти особенности детей и строить свой урок, опираясь на них. 

– У вас есть свои секреты, которые помогают найти подход к детям? 

– Я всегда стараюсь отталкиваться от конкретного ребенка, от его интересов и того, что он хочет получить от урока. Поэтому я предпочитаю индивидуализировать учебный маршрут, чтобы на уроках они получали максимум пользы. И, конечно, стараюсь видеть в них уже взрослых людей, чтобы они сами начинали относиться к себе не как к детям, а как к самостоятельным людям. Мне кажется, это дает результаты. Если учитель ждет от ученика взрослых поступков и решений, то и ребенок начинает вести себя более осознанно. 

– Есть ли, на ваш взгляд, какие-то проблемные тенденции в поведении или воспитании нынешних школьников? 

– Существуют общие проблемы современного мира – перегруженность информацией, качество которой зачастую оставляет желать лучшего, большое количество гаджетов, которые не дают нам возможности побыть наедине с собой. Но это влияет на всех нас. 

С другой стороны, у школьников сейчас гораздо больше возможностей получения образования – различные познавательные YouTube-каналы, интернет-платформы. Кроме того, благодаря всем этим технологиям, ученик и учитель стали ближе друг к другу – зачастую ребята присылают вопросы по моему предмету мне в мессенджере. Если у меня есть силы и желание, я на них отвечаю, подсказываю что-то. Мне кажется, это очень хороший бонус современного мира.

Наши ученики оказались в несколько интересной среде, которая открывает возможности для получения качественного образования. Но, конечно, у них есть и свои вызовы – они находятся в онлайне 24 на 7, поэтому им гораздо сложнее концентрироваться на себе. 

– Из-за самоизоляции весной был непростой период для школ. Поделитесь своими впечатлениями от дистанционного образования. 

– Это было очень сложно и для родителей, и для детей, и для нас, учителей. На детей легла большая ответственность за собственное обучение, учителя практически не могли их как-то мотивировать дистанционно. По своему опыту скажу: те дети, которые обладали большим пониманием, зачем им нужна учеба, зачем им тот или иной предмет, гораздо лучше справлялись с дистанционным обучением, чем те дети, которые привыкли ходить в школу, потому что надо. При появлении первой же возможности что-то списать или не учить такие ученики этим пользовались. 

Но колоссальная нагрузка легла и на учителей. Есть такая иллюзия, что учитель проводит тот же урок, но в онлайн-формате. Но это не совсем так. Все формы работы, которыми мы пользовались из года в год, в большинстве случаев не подходят для дистанта. Да, учителя адаптировались, создали новые наработки, но этот период был очень непростым и недостаточно эффективным. Когда в сентябре дети пришли в школу, все учителя дружно бросились наверстывать упущенное. Ведь дома каждый учился и готовился по-разному. 

Мне все-таки хотелось бы верить, что наше обучение продолжится очно, а все возможные переходы на дистанционный формат будут более плавными, чем это случилось весной. 

– А как пандемия повлияла на систему образования в целом? 

– В случившемся есть и позитивный момент: когда люди стали больше времени проводить дома, это стало толчком к развитию технологий и новых инструментов взаимодействия. Это сейчас очень востребовано, мы продолжаем придумывать новые форматы и методики. Мне кажется, чем больше у нас будет подходов к обучению, тем легче ребятам будет построить свой индивидуальный маршрут в этом пространстве. 

– Совсем недавно вы стали учителем года – 2020 в Петербурге. Какие впечатления остались от нового статуса? 

– Это не первый конкурс, в котором я принимаю участие. Но, на мой взгляд, он не показывает, какой учитель лучше, а какой хуже. Скорее это способ как-то разнообразить свою педагогическую работу, проявить себя, свою творческую сторону, пообщаться с коллегами, поделиться опытом. Поэтому принципиально для меня ничего не изменилось. Я считаю, что самые лучшие учителя, которые тратят максимум сил, вкладывают в детей не только знания, но и часть своей души, не участвуют в конкурсах – они зачастую просто не выходят из своего кабинета. 

– Какими основными качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий учитель? 

– Стрессоустойчивостью, желанием помогать тем ребятам, которые приходят к тебе на урок, любопытством и любознательностью. Учителю никогда нельзя останавливаться в собственном развитии, замыкаться на собственном предмете. Нужно всегда расти, искать что-то новое, чтобы быть интересным себе и детям.

С одной стороны, работа учителя – такая же, как и все другие. Педагогам так же нужны гарантии, достойные зарплаты, мы не можем работать на одном лишь энтузиазме. Но в то же время далеко не каждый способен выйти к доске и провести урок так, чтобы это было эффективно. Все-таки учитель – очень специфическая профессия и не каждому это дано, она требует особого опыта и навыков и желания работать.

Источник: spbdnevnik.ru