Елена Бережная: «Интерес к фигурному катанию никогда не пропадал» — urbanpanda.ru

– Елена, расскажите, как вы и артисты театра пережили столь длительный локдаун? Использовали ли вы новые технические возможности, например тренировки онлайн?

– Пережили, как, наверное, и все театры – скучали по выступлениям, по своим зрителям, тосковали из-за неопределенности, тревожились о будущем… А с другой стороны, как и многим нашим коллегам по цеху, локдаун дал дополнительный творческий толчок и позволил выпустить ледовую сказку «Снежная королева» в формате киноспектакля. Это был совершенно новый для нас опыт, новый проект, и он получился очень удачным! И, конечно, как и все сейчас, мы освоили новые – удаленные виды коммуникации, видеосвязь, видеоконференции, и в течение всех месяцев карантина у нас не прекращались онлайн-репетиции и онлайн-тренировки.

– Трудно ли было возвращаться к обычной жизни? Каких усилий это потребовало?

– К обычной жизни мы возвращаемся с радостью. Хотя и в карантин мы не бездействовали, наоборот, выпустили новый, очень интересный проект. Он стал новогодним подарком от города школьникам, нашей онлайн-елкой, которая заменила собой традиционную губернаторскую елку. А поскольку в этом году ребята были лишены обычных, живых новогодних представлений, мы решили для премьеры выбрать спектакль, который отчасти компенсирует эту потерю.

«12 месяцев» – такой уникальный сюжет. В этой сказке встречаются декабрь и апрель, зима и весна, а главная тема – чудо, на которое способна дружба. Поэтому мы решили показать эту сказку в апреле, когда действительно расцветают подснежники. Этот уже не новый спектакль, мы его показывали пять лет назад с большим успехом. Потом долго хотели восстановить и наконец собрались. Музыка к спектаклю написана специально, в ней используется много народных игровых мотивов: «Гори-гори ясно», «Катись, катись, колечко». Все это создает атмосферу веселой праздничной суматохи, радостного оживления. Спектакль мы репетировали с новым составом артистов, причем юные фигуристы и танцоры практически не уступают взрослым. Декорации тоже необходимо было обновить. И сейчас специально построенные трехмерные ледовые проекции позволяют полностью преображать арену: менять времена года или переносить зрителей из одного места действия в другое.

– В вашем репертуаре есть спектакли и для взрослых. Как-то однажды вы даже сказали, что хотели бы называться просто «Ледовым театром».

– Во-первых, все наши спектакли – это спектакли для всей семьи, и родители смотрят их с не меньшим удовольствием, чем дети. Но действительно, есть представления, которые могут смотреть малыши от «ноля», а есть те, которые рассчитаны на старший школьный возраст и на взрослых зрителей.

Например, «Сны волшебного леса» – спектакль-посвящение Римскому-Корсакову, который был поставлен к 175-летию великого композитора. Это, по сути, связанное общим сюжетом попурри из музыкальных отрывков знаменитых сказочных опер и балетов. Но то, что это спектакль для взрослых зрителей, не значит, что туда нельзя брать малышей. Если вы уверены, что ребенку это будет понятно и интересно, то возрастных ограничений нет.

– С тех пор, как вы покинули фигурное катание, оно очень изменилось. Другая система судейства, допуск на соревнования совсем юных фигуристок. Не кажется ли вам, что за технической стороной можно потерять важный для зрителей артистизм?

– Говорить, что я покинула фигурное катание, было бы неверно. Я осталась в нем как тренер. Я постоянно работаю с юниорами, которые участвуют в соревнованиях, и не могу оценивать процессы, которые происходят в спорте, со стороны и с высоты прожитых лет. Как говорят, «вот в наше время было так-то…». Наше время продолжается, мир меняется, спорт меняется, и мы меняемся вместе с ним. Я твердо знаю, что тот, кто талантлив, кто умеет работать и любит спорт, тот ничего не потеряет, как бы ни менялись правила судейства и допуска.

– Ваш театр, различные ледовые шоу много делают для популяризации фигурного катания. Ощущаете ли вы рост интереса к нему? С какого возраста лучше начинать детям?

– Конечно, фигурное катание – это наш национальный тренд, и ледовые шоу и представления – самая наглядная тому иллюстрация. Интерес к фигурному катанию никогда не пропадал, были тяжелые времена для спорта вообще.

Конечно, мы рады, что поддерживаем своей работой фигурное катание не только как спорт, но и как культуру. Даже тем, кто никогда не станет чемпионом и не выйдет на соревнования, очень полезно встать на коньки и иметь привычку кататься, а это можно сделать практически в любом возрасте. Ну а если говорить о спорте, то начинать лучше с четырех лет.

– Ваша дочь София успешно выступает. А удалось ли увлечь фигурным катанием сына? Разделяют ли они вашу любовь к этому виду спорта?

– Сын вообще не занимается фигурным катанием, у него совсем другие интересы. А София действительно очень талантливая спортсменка и артистка, она взяла все лучшее от меня. Она очень много работает, много трудится. Я счастлива ей в этом помогать и очень горжусь ею и как мама, и как тренер, и как художественный руководитель театра, в постановках которого она принимает участие.

В спектакле «12 месяцев» она исполняет партию маленькой Машеньки, а в киноспектакле «Снежная королева» она сыграла Герду. Причем роль досталась ей без всякого «блата», по результатам честного и беспристрастного кастинга.

– Следите ли вы за соревнованиями действующих спортсменов, в том числе и тех, кто, как вы в свое время, тренируется у Тамары Москвиной? Будете ли смотреть командный чемпионат мира?

– Конечно, слежу и буду смотреть. Буду болеть и держать кулачки. Фигурное катание – это моя жизнь, здесь невозможно остаться в стороне.

Источник: spbdnevnik.ru